О русском рэпе


Хочу сегодня рассказать о необычной для данного блога вещи - русском рэпе. Русский рэп сейчас - это наверное самый загадочный музыкальный жанр. В блогерской среде слушают обычно музыку по умолчанию - то есть легкий рок. А хип-хоп в массовом сознании стал музыкой для школьников и гопников. Сегодня попробуем разобраться почему так, и что же такое русский рэп сегодня.


Даже не знаю как так получилось, что я начал слушать хип-хап. Всегда слушал либо тяжелю музыку (рок, метал), либо электронщину. А тут ради смеха решил послушать Onyx и внезапно заинтересовался. Дальше, как говорится, больше.


Хип-хоп появился сравнительно недавно, в 70х годах прошлого века и долгое время считался исключительно музыкой черных. Такой расклад остается и сейчас, белый в рэпе все еще белая ворона. Есть исключения, например всем известный Эминем, но на то оно и исключение.
Хип-хоп как и любой другой музыкальный жар разделяется на поп и андерграунд. Разделение это не совсем четкое. Всегда были очень уважаемые в данной среде исполнители, которые при этом очень известные и "попсовые". Например 2Pac или те же Onyx.
Российские исполнители естественно берут большинство идей с запада, как и в любом другом музыкальном жанре. Но есть и свой опыт, своя специфика. Изначально рэп - это музыка улиц, музыка уличных парней, ведущих соответствующий образ жизни. Такими были и часто продолжают являться те самые черные парни из гетто.
Но музыка не стоит на месте, хипхоп становился все более популярным, появлялись совсем другие исполнители. И как это обычно бывает, изначальный рэп про свой район и про травку ушел в андерграунд, а на первые роли вышел более мягкий рэп о любви, о жизненной несправедливости итд. И я не скажу, что это плохо. Наоборот это привлекло в хипхоп новых людей и продолжает привлекать до сих пор.
Образ рэпера как черного парня в безразмерных штанах, с баскетбольным мячом и в кепке постепенно уходит в прошлое.


Ниже напишу про некоторых наиболее заметных исполнителей в порядке моего знакомства с ними

Словецкий.

Мое знакомство с миром хип-хопа началось со Словецкого. Рэпер весьма популярный до сих пор, не смотря на то, что немного устарел. Тема текстов стандартная для хип-хопа - тачки, девочки, разборки, наркота, уличная жизнь и все такое. Интересно еще и то, что Словецкий родился в СНГ, но уехал потом в США, и до сих пор вроде бы там живет, навещая Россию лишь набегами. Может быть поэтому его стиль немного выделяется из десятков таких же рэперов. Пример трека на ютубе
Долгое время я думал что Словецкий - это лучшее, что есть в современном русском рэпе, но потом услышал Фараона.


Фараон (Pharaoh)

Как и Словецкий, Фараон какое-то время жил за границей, где и набрался всякого модного рэпа. А именно клауд-рэпа. Такого тягучего, медленного и атмосферного звучания, которого в России до Фараона почти и не слышали. Массовому зрителю Фараон известен по нелепому клипу "скр-скр", но сам исполнитель уже ушел далеко вперед от этой фигни и сейчас делает вполне годные вещи. Вот например трек Идол или вот такой трек Фосфор, в котором исполнитель явно вдохновлялся каким-то мрачным металом.
Несомненно Фараон много позаимствовал на западе, но и свое кое-что все равно привнес.
Тема текстов в целом опять же стандартная для рэпа - телки, курево, тачки, унижение оппонентов. Местами это смотрится нелепо, но увы хип-хоп даже современный не может от этого уйти. Изначально рэп - это музыка улиц, "черных кварталов" Нью-Йорка, Бостона и других американских городов. Контингент там сами понимаете какой. Отсюда и такие темы стихов.
Итак, несмотря на то, что Фараон явно выделяется из общей массы, он все равно местами нелепый, несерьезный, да и вообще мелкий еще))
Поэтому я решил послушать-таки Оксимирона.


Оксимирон (Oxxymiron)

Безусловно яркая личность и один из самых интересных игроков на современной российской хип-хоп сцене. Он вроде и не мейнстрим, так как не крутится по радио и ТВ, не участвует в различных продюссерских центрах и не принадлежит к мейнстрим лейблам типа Газгольдера (Баста, Словецкий) и Блэк Стар (Тимати, L`one). Но с другой стороны он очень популярен в России. И в общем заслуженно.
Справедливости ради скажем, что он тоже не смог до конца оторваться от этой темы "телки, тачки, травка", но сделал очень много для этого. Например последний его альбом Горгород - это вообще целая "рэп-опера", то есть все треки связаны друг с другом общей нитью повествования.
Оксимирон тоже долго не жил в России, хотя и родился здесь. Жил долгое время в Англии, какое-то время жил в Германии, сейчас вроде бы живет в России. Разумеется, живя за границей, он впитал в себя местную культуру, но и сам много экспериментировал, много добавил и своего и в итоге выстрелил. И действительно, среди современных более-менее популярных рэперов он самый необычный.
И именно из-за него я познакомился с рэп-батлами.


Что такое рэп-батл?

Рэп-батл - это целая культура. Идея проста - два рэп исполнителя встречаются и соревнуются кто из них лучше. Разумеется в стихотворной форме. Принято всячески унижать оппонента, находить постыдные факты про него, ну или просто шутить про его женщину. На данный момент существует множество батловых площадок, но самых крупных всего две - versus и слово. На версусе батлит и сам Оксимирон, причем делает это очень круто, самый популярный его батл набрал уже более 35 миллионов просмотров.

В целом батлы сейчас очень популярны, и эта популярность только растет. Недавно был батл между видеоблогерами Лариным и Джараховым. Этот баттл за 2 дня набрал на ютубе 10 млн просмотров.

Но вообще хип-хоп батлы в России появились еще до Слова и до Версуса. Одно время были очень популярны онлайн баттлы на Hip-hop.ru. Онлайн батл - это когда двум исполнителям дается тема и время, чтобы записать небольшой трек. Потом судьи оценивают треки, и победитель проходит в следующий этап. Онлайн батлы конечно же открыли миру многих интересных и перспективных исполнителей, таких как Нойз МС, Рэм Дигга, Бабангида, тот же Оксимирон участвовал в одном из онлайн батлов, но проиграл в полуфинале.


Noize MC

Нойза я никогда особо не уважал и всегда считал говнарем. Но после батлов хипхоп.ру изменил свое мнение. Нойз МС - это один из лучших российских рэп исполнителей, один из лучших фристайлеров (фристайл - это когда читают рэп на ходу без подготовки). Начинал с низов, играл на улицах и в электричках, но потом стал известен и "скатился". Начал играть полупопсовый рок, чем вызвал много неуважения у хипхоп сообщества. Но все же стоит отдать ему должное. Таких ярких и талантливых рэперов у нас можно по пальцам пересчитать. По словам самого Нойза лучшие его треки это Иордан, Вселенная Бесконечна, Грабли, Ругань из-за стены, На Марсе классно. Рекомендую послушать, может быть ваше мнение о нем тоже поменяется.

На самом деле исполнителей гораздо больше. Например совсем недавно я послушал таких исполнителей как Рэм Дигга и Скриптонит. Оба весьма интересны и тоже заслуживают внимания, но уже пожалуй за рамками этой статьи.

Почему же хипхоп считается музыкой школьников?
Думаю во многом это из-за того уличного и хулиганского "наследия" о котором я говорил выше. Вся эта уличная жизнь, деньги, тачки, девочки. Воспринимать это все серьезно вряд ли возможно в наше время.
Но с другой стороны во многих музыкальных стилях есть эта привязка к некоему образу жизни и некоему определенному мировоззрению. Например блэк металлисты обязательно носят все черное и поют гимны сатане. Рокеры отпускают длинные волосы, надевают банданы и уезжают в закат на своем байке. А когда мы слышим рэгги, то сразу представляем веселого чувака с дредами, пускающего клубы дыма.
Но при этом всегда есть и обычные люди, которым нравится такая музыка.

Posts from This Journal by “музыка” Tag

  • Концерт Talco в Москве (15.11.2014)

    Я никогда не воспринимал ска-панк серьезно. Еще в школе, когда все слушали КиШа и Раммштайн, мы с друзьями решили пойти дальше и углубиться в мир…

Посмотри Walkie. В баттле с мози. Фараон просто выпердыжка кровавая по сравнению с walkie....
А нойз ващето обоср*лся в баттле с топром. Как раз фристайл его и подвел
в батле с топором какая-то мутная история, Нойз еле до батла дошел)
Посмотри его интервью с Дудем, он там говорит об этом баттле, у него в это время какие-то проблемы в семье были и ему не до баттла вообще было.