Размышления о динамическом диапазоне в фотографии

Сегодня хотелось бы поделиться некоторыми фотографическими открытиями.
Точнее даже не так.
В сети много информации для начинающих фотографов. Куча статей, видеоуроков, пабликов в контакте, которые с завидной регулярностью расказывают о том, что такое выдержка, диафрагма, что они образуют экспозицию, есть еще ГРИП, для портрета она такая-то, для пейзажа такая-то итд
Или например статьи о том, как фотографировать поздней осенью на закате на берегу небольшого водоема.
Да, ок, когда с этим всем вроде как разобрались, возникает вопрос куда идти дальше. И вот тут что-то как-то статей, руководств и уроков вдруг резко уменьшается.
Возникает ощущение, что остается только вкладываться в более дорогую оптику, да и все тут.
Но не все так плохо, точнее все совсем не плохо, потому что сегодня мы поговорим про динамический диапазон.

Чтобы лучше понять о чем идет речь, давайте посмотрим на недавнее фото с пляжа.



Не знаю как вам, а мне больше всего в глаза бросается небо, точнее его полное отсутствие. Поэтому возникает ощущение какой-то неполноты. В чем же дело? В криворукости фотографа? Отчасти да, но все же дело в том, что небо и земля имеют разную яркость: земля темная, а небо светлое. Иными словами, диапазон яркостей очень большой и камера просто не справляется с ним. Либо небо будет слишком светлое, либо земля слишком темная.
Другой пример, который мне лично поближе - вечерняя съемка зданий с подсветкой. Здесь мы имеем темный фон и яркую подсветку, которые не уживаются вместе на снимке.
При этом, когда мы смотрим на фотографии крутых фотографов, то видим там и небо и землю - все гармонично. Как же этого добиться?

Начнем с простого.

1. Съемка в режимное время.

Как бы ни банально это звучало, самые лучшие фото получаются обычно на закате и рассвете как раз потому, что яркости земли и неба становятся ближе друг к другу. Для съемки городской подсветки режимное время это где-то в течение часа после захода солнца, когда небо еще не черное, и здания с подсветкой смотрятся интереснее. Это конечно базовая вещь, но далеко не панацея.

Рассмотрим теперь специальные средства, направленные на увеличение динамического диапазона.
Все известные мне можно разделить на физические и программные.

К физическим относятся градиентные фильтры.

2. Градиентные фильтры.

Градиентный фильтр-это такое колечко, которое накручивается на объектив. Одна половинка у него темная, другая светлая.
То есть мы можем затемнить например слишком светлое небо темной половинкой градиентного фильтра.
Способ хорош в умелых руках и с наличием хорошего фильтра. У меня есть дешевый фильтр marumi, с которым я как-то не очень подружился.
Основной недостаток у него - слишком контрастный переход от темной части к светлой, и этот переход хорошо виден на снимках.
Но здесь я не буду давать советов, посмотрите лучше
видео более знающего человека.

Вообще категорически рекомендую к ознакомлению блог питерского фотографа Сергея Дегтярева и его статьи. Чел мало того, что очень круто фотографирует, так еще и делится опытом.
Кстати верно подмечено, что хороший фотограф (да и любой мастер своего дела) всегда делится своим опытом.

Вот собственно с физическими и все. Далее Программные.
Собственно все они базируются на том, что в момент съемки делается не один кадр, а несколько с разной экспозицией (так называемый брекетинг по экспозиции или эксповилка).
Сколько конкретно кадров - вопрос открытый и наверное зависит от конкретных условий. Но суть в том, что на одном из кадров у нас будет хорошее небо, на другом хорошая земля, на третьем еще что-то. Здесь,кстати, на помощь может прийти гистограмма. Необходимо добиться того, чтобы гистограмма не вылезала за границы вправо или влево. Если вылезает вправо- значит есть пересвеченные участки (соответственно нужно сделать еще более темный кадр), если влево-то есть слишком темные (нужен еще более светлый кадр). Но в некоторых случаях, естественно, на это все можно забить ради творческого замысла:)

Но мало сделать кадры, надо их еще грамотно свести вместе. Для этого есть несколько способов.

3. Простое сведение с помощью специального софта.

Самая известная прога для этого - photomatix. Просто скармливаем программе наши снимки, и она все сделает сама. Основное преимущество здесь - простота. В несколько кликов получаем красивые фото, которые выделяются из общей массы. Более того photomatix позволяет выбрать настройки из множества пресетов. Главное не переборщить. Основной недостаток как по мне - это не совсем естественные цвета. Сразу видно 'HDRные' небо, солнце, зелень деревьев.
С этим, в принципе, можно смириться, но если не устраивает, то переходим к другому способу.

4. Простое сведение с помощью масок в фотошопе.

Да, придется изучать фотошоп, ничего не поделаешь. Но для меня это более понятно и эффективно, чем просто крутить там ползунки яркости и насыщенности.
Как это делается хорошо описано у liseykina

5. Сложное сведение с помощью масок в фотошопе.
Это если есть сложные переходы от темных частей к светлым и простой кистью можно наломать дров.
Суть в том, что задействуем цветовое пространство lab и делаем маску на основе канала l(lightness-яркость). Таким образом части снимка с разной яркостью получаются отделенными на маске и соответственно легче выделяемыми и удаляемыми.
Опять читаем у liseykina

6. Композитная съемка.

Ну и апогеем всего этого является композитная съемка, которая уже балансирует на тонкой грани между чистой фотографией и фотошопом. Здесь у нас вводится еще и временной сдвиг, то есть вдобавок к кадрам с разной экспозицией делаются еще и дополнительные кадры в другое время.
Например небо для снимка снимается за час до всего остального.
Читаем у Сергея Дегтярева

Ну и напоследок 2 фото, которые можно раскритиковать если интересно

1. 3 фото с разной экспозицией совмещены в фотошопе с помощью слоев и масок.



2. Это я решил попробовать композитную съемку. Тут просто съемка ради съемки, то есть небо и земля сняты где-то за полчаса до подсветки, а потом все это совмещено в фотошопе с помощью слоев и масок.