Как фотографировать млечный путь?

Фотография млечного пути и вообще фотография ночного неба - тема, которая освещена слабо во всех смыслах. И вот я задался вопросом - как же делаются такие фотографии?

bce68f57da36610ed73a2739cb39daec

Когда я увидел у одного воронежского фотографа вконтакте красивые фотки с млечным путем, то решил спросить как такие фотки делаются. Он ответил просто - со штатива :) Вообще эти фотографы люди заносчивые и секретов особо не раскрывают, поэтому в некоторых вещах приходится разбираться самостоятельно.
Одна из таких вещей - фотография млечного пути.

Порывшись в интернетах, я нашел статью, которая отвечает практически на все вопросы.
Хорошая статья, правда на английском языке. Так что тем, у кого с последним хорошо, даю ссылку на оригинал.
Для остальных же постараюсь изложить основные моменты и прокомментировать их. Бывалым возможно будет скучно, но тем не менее прошу под кат всех!


Для начала автор советует перестать пользоваться режимом идиота (auto) и изучить наконец свою камеру. Пора принимать решения самому, и не надеяться, что камера сделает шедевр за тебя. Также придется поизучать как использовать программы из списка Photoshop, Gimp, Registax, Deep Sky Stacker and Star-trail. Интересный список, ссылки есть в статье.
Еще один немаловажный аспект - надо знать, куда направить камеру:) Это может показаться смешным, но это действительно важный момент.
От себя добавлю, что обычно фотографируют млечный путь, так как красиво смотрится.Если фотографировать что-то другое, то будет просто много звезд, хаотично разбросанных по небосклону.
Можно еще фотографировать созвездия, но надо опять же знать, где они находятся.
Млечный путь бывает не так просто увидеть, я нахожу его по созвездию Лебедя, так как именно через Лебедя он и проходит.


И да, если вы боитесь темноты, то возможно фотография звезд не для вас.

Основные виды астрофотографии.

Широкоугольная (Wide-field - то, что нас интересует больше всего) - это когда в кадре большой кусок неба, и, возможно, еще и наземные объекты. Чтобы снять все это дело нужна обычная DSLR камера (зеркалка кароче) и, о чудо, устойчивый штатив. Дальше идет какая-то шутка про айфон, но я не понял. Айфоном лучше не снимать наверно. Да, точно, так и буду говорить всем, кто спросит как снимать звездное небо.
Кроме широкоугольной фотосъемки есть и другие, менее важные для нас сейчас, но скажем и о них парочку слов.

Лунная (Lunar) - обычно многие с нее и начинают, так как луну легче всего найти (ну кроме той блондинки, которая считает, что слон больше луны, для нее это не подойдет). Для съемки можно использовать длиннофокусные объективы, зеркалку, прикрученную на телескоп и даже веб-камеру!

Планетарная (Planetary) - это уже не для слабаков. Можно снимать планеты на статичную камеру, но сейчас это делается сотней кадров из видео, которые потом накладываются друг на друга в специальной программе. Обычно используются здоровенные телескопы с большой светосилой.

Солнечная (Solar) - может быть очень опасной для вас и вашего оборудования. Требует очень специфичного телескопа с очень специфичными фильтрами СПЕРЕДИ объектива, нужными для того, чтобы тепло от солнца не проникло внутрь объектива или вам в глаз.
Короче, если у вас мало денег, лучше не суйтесь сюда.

Съемка удаленных космических объектов (Deep Space Objects) - Тут не обойтись без специальных устройств, которые подкручивают телескоп (объектив), чтобы компенсировать движение Земли и удержать объект в поле зрения. Если хотите сфотографировать туманность внутри нашей галактики, то еще можно обойтись без больших трат. Но если уже хотите далеких галактик, то будьте готовы продать почку.

Маленькое примечание - не надо пытаться направлять объектив зеркалки (или айфон) в видоискатель телескопа, лучше поискать переходник и насадить камеру нормально (надеюсь такие переходники есть, но не проверял)

А вот теперь начинается самое интересное. Итак, съемка звездного неба.

Нам понадобятся:

- В первую очередь штатив,

- Камера с ручным управлением настройками и возможностью установить выдержку в 30 секунд,

- Широкоугольный объектив. Автор рекомендует Canon 16-35mm f2.8L, но можно и 10-22mm, 18-55mm итд. Даже китовый объектив подойдет, как например в моем случае. Смысл в том, чтобы угол был поширше.

Лучше конечно, чтобы зеркалка была полнокадровой - больше неба влезет, шума меньше, все дела. Но на безрыбье и кроп рыба. Если Live view есть (это когда надо смотреть на экранчик, а не в видоискатель, чтобы скомпоновать кадр), то ваще ништяк.

Итак, оборудование есть.

Далее, уезжаем подальше от города и всякой засветки. Выбираем ночь, когда нет луны, облаков, работы, приглашений на вечеринку.

Берем наш дорогой и крепкий штатив и устанавливаем его, чтобы ничего не шаталось. Если вы сэкономили и штатив у вас дешевый, то можно повесить что-нибудь тяжеленькое на крючок под ним (если есть крючок). Можно также использовать колышки для установки палатки. Добавлю от себя, что штатив еще желательно отгоризонтировать, на более-менее приличных штативах есть пузырьковый уровень.

Установили. Теперь устанавливаем камеру на штатив и направляем на яркую звезду. Да, солнце - это звезда, но оно не считается. Если на небе есть солнце, то возможно вы ошиблись временем суток :)

Теперь устанавливаем на камере режим ручной фокусировки.
Если объектив позволяет, то зумим выбранную звезду до упора (для 16-35 зумим на 35). Крутим колечко фокусировки и пытаемся получить как можно более резкое изображение. Обычно это бесконечность или что-то около того. На некоторых объективах (таких как Зенитар), на бесконечность навестись очень легко, кольцо просто не повернется дальше. Но например на кеноновском ките эту точку приходится ловить.

После того, как мы сфокусировались, включаем наше live view и зумим насколько возможно. Теперь очень аккуратно фокусируемся более точно. С первого раза редко получается, иногда надо несколько раз покрутить кольцо фокусировки туда-сюда. После того, как наконец мы навели резкость должным образом, колечко фокусировки оставляем в покое и больше не крутим.

Отключаем Live view и устанавливаем объектив обратно на широкий угол.

Парочка замечаний

- Очевидно, что эта техника фокусировки пригодится при любой ночной съемке, например если вы руфер и снимаете с очередной крыши наш красивый город.

- Иногда даже самую яркую звезду просто не видно через видоискатель. В этом случае выбираем другой достаточно удаленный и яркий объект.


После того как мы сфокусировались, начинаем компоновать кадр и выбирать удачную композицию. Тут инструкции уходят на второй план, на первый выходит творчество. При кадрировании лучше отключить дисплей камеры, чтобы не светил в глаз. Автор рекомендует начинать с самой "молочной" части млечного пути, типа там больше всего звезд и все такое.
Где находится эта часть он, к сожалению, не говорит, так что если не знаете, то ищите Лебедя как я.

Скадрировали. Теперь устанавливаем на камере нужные настройки.

- Во-первых никакого джипега, только RAW.

- Выдержку на 30сек (Можно больше, но осторожно. Стоит немного превысить и звезды будут смазанными. Тут приходится искать золотую середину опытным путем. Для каждого фокусного расстояния она своя),

- Ставим ISO 800 или 1600 (Так мы ловим больше света и звезд без увеличения выдержки. Опять же приходится искать компромисс между звездностью кадра и его шумностью),

- Диафрагму открываем на максимум (для моего кита это 3.5 , ГРИП тут не важна, так как фокусируемся на бесконечность),

- Устанавливаем задержку спуска 10 секунд (Или используем спусковой тросик)

Ну и если вы зачем-то нацепили внешнюю вспышку, то уберите ее от греха подальше!

Вот и все, жмем спуск и через 30 секунд у вас будет первая успешная астрофотография!

Теперь немного про обработку, точнее про наложение изображений(Image STACKING)

Я буду называть это стэкингом.

Стэкинг - это способ получить кристально чистые и шелковисто-гладкие изображения глубин космоса с небольшим количеством света. Принцип в следующем: делается много одинаковых фотографий, и затем эти фотографии накладываются друг на друга с помощью специальной программы.

Назовем реальный свет от далекой звезды сигналом, а эту ужасную зернистость, порожденную высокими iso - шумом.

Сигнал на каждом из кадров будет одинаковым, шум на каждом из кадров будет разным. Наложение изображений улучшает соотношение сигнал/шум.

Шум никогда не бывает одинаковым в одном и том же месте (по крайней мере он не постоянен), поэтому он сглаживается с каждым новым слоем.

Можно также сделать дополнительный кадр с такой же выдержкой, как и остальные, но с крышечной, надетой на объектив. Добавив этот кадр в нашу стопку кадров, можно убрать еще больше шумов.

Если хотите еще большего, то можно растянуть белую футболку перед объективом, посветить на нее чем-нибудь и сделать серию кадров с очень короткой выдержкой. Если добавить в нашу стопку ещё и этих фотографий, то можно избавиться от виньетирования (темных углов по краям кадра) и всяких следов пыли на объективе.

Но и это еще не все. Есть еще так называемый signal readout noise, типа шум при чтении сигнала. Не спрашивайте что это, просто сделайте несколько снимков с крышечкой на объективе, только на этот раз выставьте самую короткую выдержку. Добавьте в нашу сборную солянку и эти изображения.

На этом,пожалуй, и все, надеюсь пригодится кому-то.

UPD Мой китовый объектив 18-55 приходится каждый раз перенаводить на резкость после изменения фокусного расстояния. Так что проверяйте соответствует ли бесконечность на коротком конце бесконечности на длинном!
UPD1 Если в кадре присутствует земля, то при стэкинге она смазывается (звезды двигаются, земля не двигается). Можно снять землю отдельным кадром, а потом наложить в фотошопе
Пригодится ) Спасибо большое за статью и перевод!
Спасибо большое! Искала эту информацию.